В мае Facebook, Microsoft и еще 60 американских транснациональных корпораций совместно с организациями по защите окружающей среды создали Альянс потребителей возобновляемой энергии, цель которого заключается в содействии вводу к 2025 г. в США 60 ГВт новых электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Альянс будет помогать бизнесу преодолевать регуляторные барьеры и препятствия, возводимые энергетическими компаниями на пути к использованию более чистой энергии. Основной мотив создания нового проекта – неудовлетворенность американских корпораций возможностями закупки чистой энергии у энергетических компаний, трудности с ее закупкой у девелоперов ВИЭ-проектов и ограниченность этих опций в некоторых штатах – в особенности для не очень крупных корпоративных потребителей.
Это событие показывает, что возобновляемая энергетика интересна не только странам-энергоимпортерам, активно субсидировавшим данный сектор в течение последних десятилетий, но и успешному международному бизнесу. На фоне снижения налоговых льгот для ВИЭ в США и зеленых тарифов на возобновляемую электроэнергию в Европе с последующей заменой этих щедрых тарифов аукционами подобные новости свидетельствуют о следующем: момент, когда возобновляемая энергетика станет повсеместно конкурентоспособной, очень близок (в ряде регионов это уже так, если верить аналитикам МЭА, ИРЕНА, банков Deutsche Bank и Lazard и др.).
Альянс намерен сделать потребление чистой энергии «новой нормальностью». Следует отметить, что у международного бизнеса уже есть серьезные наработки в этой сфере. В конце прошлого года General Motors (GM) подписала контракт сроком на 14 лет на закупку электроэнергии для своего техасского завода у компании EDP Renewables North America. Для выполнения контракта EDP построит ветроэлектростанцию мощностью 30 МВт на территории ветропарка в округе Идальго (штат Техас) общей мощностью 250 МВт. Энергии от EDP будет достаточно для производства 125 000 автомобилей в год (половина загрузки техасского завода). И это далеко не единственный пример и даже не первая инвестиция GM в ВИЭ.
С 2014 г. в мире проводится кампания RE100, целью которой является добровольный переход корпораций на полное обеспечение своих потребностей в электроэнергии за счет ВИЭ к определенному сроку, например к 2020 г. или 2030 г. Если в январе 2015 г. в инициативе RE100 участвовало всего 15 компаний, то к маю 2016 г. их число возросло до 58. Участники имеют преимущественно европейское и североамериканское происхождение (Starbucks, Coca-Cola, Mars, Nike, H&M, IKEA, Walmart, BMW и др.), хотя среди них встречаются и компании из развивающихся стран, в частности из Китая (Elion Resources Group, BROAD Group) и Индии (Infosys, Tata). Прогресс RE100 следует признать достаточно быстрым: участники на полпути к заявленной цели, а к 2020 г. присоединившиеся к инициативе компании в среднем планируют обеспечивать свои потребности в электроэнергии на 80% за счет ВИЭ.
Отдельной и очень большой темой является переход интернет-компаний на использование возобновляемой энергии. По имеющимся оценкам, американские интернет-компании ежегодно используют более 2% всей вырабатываемой в стране электроэнергии, и в последнее время из-за этого они подвергались серьезной критике со стороны общественности. Поэтому еще в 2012 г. была начала кампания по повышению доли ВИЭ в энергообеспечении центров обработки и хранения данных. В ней приняли участие Adobe, eBay, Facebook, LinkedIn и др. Эта кампания стала частью инициативы «Альянс потребителей возобновляемой энергии».
Для перехода на ВИЭ бизнес имеет следующие основные возможности: заключение контракта с энергетической компанией; заключение контракта с девелопером ВИЭ-проектов; приобретение сертификатов, подтверждающих выработку электроэнергии за счет ВИЭ; строительство и эксплуатация собственных генерирующих мощностей (как подключенных, так и не подключенных к сети).
Чаще всего используются первые три опции, поскольку они обычно не предполагают капиталовложений (только регулярные платежи или оплату сертификатов), трудоустройства специалистов в области ВИЭ, управления бизнесом, на котором компания не специализируется, и, следовательно, являются наиболее целесообразными с экономической точки зрения. Но даже если компании не возводят свои мощности и не получают возобновляемую электроэнергию напрямую от поставщика, они осуществляют платежи по своим контрактам и в конечном итоге стимулируют инвестиции в новые ВИЭ-электростанции, повышая общую долю чистой энергии в сети.
Еще совсем недавно большинство крупных компаний ни за что не стали бы брать на себя амбициозные обязательства в сфере ВИЭ. Однако, ввиду того что в последние 5–6 лет средняя стоимость фотоэлектрических элементов, из которых состоят солнечные панели, снизилась приблизительно на 80%, а стоимость ветрогенераторов – на 45%, переход на ВИЭ стал экономически целесообразным для корпоративного сектора даже при текущих низких ценах на ископаемое топливо, которые, кстати, имеют весьма опосредованное отношение к ценам на электроэнергию. Более того, ожидается, что в ближайшие годы технологии ВИЭ продолжат дешеветь, что вряд ли можно сказать о традиционной электроэнергетике. Таким образом, бизнес просто надеется сэкономить. Немаловажными с экономической точки зрения являются и репутационные доводы. Клиентам уже недостаточно отсутствия новостей о негативных экологических последствиях деятельности компаний – они вынуждают компании снижать выбросы парниковых газов и развивать ВИЭ. Многие компании даже располагают солнечные панели в местах, которые видны их партнерам и сотрудникам, в целях демонстрации своей приверженности чистой энергетике.
В России крупные корпорации пока не готовы брать на себя обязательства даже по частичному переходу на обеспечение своих потребностей в электроэнергии за счет ВИЭ. Тем не менее российский бизнес не сможет остаться в стороне от глобальных тенденций. В последние годы под давлением иностранных инвесторов и клиентов ориентированные на внешние рынки крупные российские компании были вынуждены включать в свою отчетность данные о выбросах парниковых газов и о действиях, направленных на их сокращение. Evraz и Архангельский ЦБК даже стали выпускать отдельные отчеты о выбросах. Также, по данным CDP, около 10% из 100 крупнейших по уровню капитализации российских компаний составляют такие отчеты по требованию инвесторов или клиентов. Более того, начиная с 2017 г. российские организации с годовым объемом выбросов свыше 50 000 т СО2-эквивалента, а также авиационные, железнодорожные, речные и морские перевозчики будут обязаны отчитываться о выбросах. Очевидно, что со временем аналогичные тенденции будут наблюдаться и в сфере ВИЭ.
Автор – научный сотрудник РАНХиГС