Когда в конце мая газета «Якутск вечерний» на странице с телепрограммой предупредила своих читателей о «частых искажениях и ложных сведениях» в информационных программах телеканалов НТВ и «Россия», в соцсетях зазвучали опасения, что смелое издание скоро закроют, а редакцию уволят.
Вместо этого спустя две недели еще несколько региональных изданий последовали примеру Якутска. Вчерашние «Городские вести» из Ревды и «Золотая горка» из Березовского в Свердловской области, а также «Омутнинские вести+» из Кировской области вышли с текстом: «Будьте осторожны! Под видом журналистских материалов на канале НТВ вы можете получить искаженную информацию или пропаганду» – на странице с телепрограммой у логотипа НТВ. «Отныне и еженедельно! Тиражом 8500 экз. Кто с нами?» – таким призывом вдохновитель акции, издатель «Городских вестей» Валерий Беспятых сопроводил в фейсбуке фотографию газетной полосы с объявлением. Спустя несколько часов он признался, что не ожидал такого медийного резонанса: звонили отовсюду, в том числе из The Washington Рost.
Еще несколько региональных газет – в том числе «Курьер. Среда. Бердск» из Новосибирской области и подмосковные «Жуковские вести» – объявили, что присоединятся в ближайшее время. Если в акции примут участие хотя бы 30–40 изданий, о которых говорит в своих прогнозах Беспятых, то предупреждение о пропаганде в информационных передачах НТВ еженедельно будут видеть десятки тысяч россиян. Каждую неделю. Неопределенно долгое время.
Причиной флешмоба стал мартовский фильм «Должники госдепа», названный решением Общественной коллегии по жалобам на прессу «ложным доносом, манипулятивно вводящим в заблуждение зрителей». В нем ряд региональных СМИ, в том числе «Якутск вечерний», обвинялись в том, что за деньги американского внешнеполитического ведомства фактически выполняют роль агентов влияния. Представители НТВ на заседание коллегии не явились, решение ее проигнорировали и тем самым подтолкнули региональных издателей к своей акции.
«Поскольку какие-то вразумительные обращения журналистского сообщества напрямую к НТВ не подействовали, пусть их репутация в глазах людей будет такой, – объяснил свое участие в акции издатель «Омутнинские вести+» Игорь Ходырев. – Какую ждем реакцию? Что люди будут задумываться, что они смотрят. А когда в этой акции станут участвовать не отдельные издания, а очень многие, общественный резонанс будет».
Тема агрессивной пропаганды на федеральных телеканалах и ее влияния на умы россиян – одна из частых и острых в разговорах о настоящем и будущем страны. Вопрос, можно ли побудить телезрителей критически оценивать получаемую с экрана ТВ информацию, – один из ключевых. Поможет ли акция региональных газет найти на него ответ, сказать сложно: если такая цель и стоит перед теми, кто публикует предупреждение о пропаганде, то она второстепенна. Главная – поддержать коллег и самим защититься от «ложных доносов».
В любом случае одной важной цели региональные издатели уже достигли, продемонстрировав редкий для сегодняшней России пример цеховой солидарности.
Автор – журналист